Кенигсберг (нынешний Калининград) всегда считался городом-крепостью. Его окружали различные укрепления, часть названий которых мы уже не знаем. Вместе с фортами, бастионами и рвами строились ворота Кенигсберга. Они выполняли, кроме основного назначения, и оборонительные функции. Дошедшие до нас ворота Калининграда были сооружены в XIX веке по приказу прусского короля Фридриха Вильгельма. Руководивший проектом их создания генерал фон Астер сумел придать укреплениям и декоративный вид. Это помогло им сохраниться и стать украшением современного города.
Содержание
Ворота Кенигсберга — Калининграда
Они выполняли защитные функции до ХХ века. Затем ворота Кенигсберга потеряли свое значение – уже не могли противостоять современному оружию. Город становился другим, перестраивался. Многие из его фортификаций мешали развитию городского пространства и были снесены. Уничтожены и трое городских ворот.
В Калининграде сегодня можно увидеть 8 оставшихся. Они были повреждены войной и временем, но сейчас восстановлены, стали настоящей достопримечательностью современного Калининграда.
Аусфальские ворота
В Кенигсберге они предназначались только для пешеходов, выглядят малозаметно, скромно. Этому способствует и то, что они встроены в оборонительный вал, и не имеют выступающих частей.
Простой внешний вид без декора привел к тому, что не осталось документов по строению. Внешняя сторона сохранилась неплохо, а обращенная к городу утеряна, сведений по ее внешнему виду нет. Известно только, что объект, начиная от первого варианта, неоднократно менял свой вид.
С внешней стороны у Аусфальских ворот Кенигсберга находился ров с водой, через который был перекинут узкий мост. По бокам от створа сохранились остатки казематов с амбразурами для стрельбы. Сам проезд арочный, сверху — зубчатый наличник. Над ним расположена боевая платформа, украшенная парапетом с зубцами.
В годы войны 1940-х малозаметные и защищенные сооружения использовались как помещение для воинского управления. Внутри была сделана перепланировка: большие комнаты поделили на отсеки. В советское время Аусфальские ворота в Калининграде использовались для различных целей.
С 1993 года над ними, на уровне городских улиц возвели часовню в память о воинах, погибших при освобождении Кенигсберга (Гвардейский пр., 22а). В 2007 году переданы городскому историческому музею. У Калининграда есть планы по их реставрации для размещения выставочных экспозиций.
- Аусфальские ворота в Калининграде находятся здесь .
- Ближайшая остановка общественного транспорта — «Памятник 1200 гвардейцам».
Бранденбургские ворота
Когда-то путь через них лежал к замку Бранденбург, по имени которого они называются. Вариант первой постройки XVII века был деревянным. В следующем столетии для защиты стратегической дороги выстроили кирпичное стрельчатое здание. Там располагались караульные и служебные помещения. Ворота имели две арки для проезда.
В середине XIX века возникает последняя версия Бранденбургских ворот, выполненная архитектором Штюлером, дошедшая до нас. Из всех ворот Кенигсберга они получились наиболее готическими. Их украшают вытянутые фронтоны треугольной формы, с восточной стороны на которых выполнены портретные барельефы прусских военных деятелей. Строение оживляют резные детали, розетки, гербы, медальоны на фасадах.
Две арки до сих пор используются в Калининграде для транспорта. Узкие проемы нередко способствует созданию пробок. Пешеходные проходы сбоку от арок замурованы.
Архитектурное убранство Бранденбургских ворот Кенигсберга сделало их одними из самых красивых. В 2017 году в бывших казематах строения появился музей марципана в Калининграде (ул. Багратиона, 137).
Это интересно. Марципан в Кенигсберге изготавливается много веков по особому рецепту и является одним из символов города. В Германии он считался «патриотическим пирогом». Традиции знаменитого лакомства достойно продолжает Калининград.
Королевские ворота
Красота Королевских ворот явилась жителям Калининграда и туристам недавно. Их восстановили в 2005 году к 750-летию города. А до этого они много лет находились в заброшенном состоянии, которое никак не могло передать величественную архитектуру сооружения.
Свое название объект получил по наименованию улицы, на которой он возведен. Она называлась Konigstrasse – Королевская улица. По ней в давние времена прусские короли ехали принимать воинские парады в городском предместье.
Последний вариант Королевских ворот Кенигсберга появился в 1850 году. Они имеют один створ для проезда шириной 4,5 м. Сбоку от него находятся помещения казематов. С внешней стороны они встречают непрошенных гостей бойницами и амбразурами. Изнутри помещения имеют двери и окна.
Зубчатые ворота похожи на замок. Особенно это стало заметно после того, как от них убрали оборонительные валы, и они стали самостоятельным сооружением.
Королевские ворота Калининграда выполнены в 2 яруса и украшены 8 башенками, расположенными на разных уровнях. Первый ярус имеет три арочных портала. На втором в нишах расположены статуи:
- слева – король Чехии Отакар II;
- по центру – прусский король Фридрих I;
- справа – герцог Пруссии Альбрехт I.
Ниже располагаются их родовые гербы.
С 2005 года в знаменитых Королевских воротах Калининграда располагается историко-культурный центр «Великое посольство». Он получил название в честь посещения Кенигсберга Петром I с дипломатической миссией в 1697 году.
- Королевский ворота Калининграда находятся по адресу: ул. Фрунзе, 112.
- Режим работы историко-культурного центра смотрите на официальном сайте .
Закхаймские ворота
Калининграда достопримечательность. Названы в честь бывшего района Кенигсберга Закхайм.
Они включали один проезд, два прохода для пешеходов, четыре башни: со стороны города две массивные круглые с готическими окнами, с внешней стороны меньшего размера, восьмиугольной формы.
Между башнями с обеих сторон парапеты в виде защитных зубцов. По бокам находились казематы.
Построенные в 60-е годы XIX века, Закхаймские ворота Кенигсберга — Калининграда отреставрированы в XXI веке. Основная часть сооружения дошла до нас. Пешеходные арки, горельефы прусских генералов на башнях не сохранились. В начале ХХ века к Закхаймским воротам пристроили жилой дом, для которого частично использовали казематы.
С 2013 года Закхаймские ворота Калининграда переданы творческим людям. Здесь обосновалась калининградская арт-платформа «Ворота» (ул. Литовский вал, 61). В помещениях проводятся выставки, проходят различные встречи. Здесь же работает кофейня.
- Закхаймские ворота Калининграда находятся здесь .
- Ближайшая остановка общественного транспорта — «Закхаймские ворота».
Росгартенские ворота
Незначительно пострадали от времени и войн. По этой причине и из-за наличия удобных помещений Росгартенские ворота Кенигсберга реставрировали еще в начале 90-х годов прошлого века. В здании открыли ресторан, приспособив казематы под подсобные помещения и кухню.
Со стороны города ворота имеют впечатляющее архитектурное оформление. Фасад украшен семью стрельчатыми арками: самая большая посередине использовалась как проезд, по три боковых с каждой стороны служили декором для окон казематов.
В центральной возвышенной части выполнены две высоких башни восьмиугольной формы. Над центральной аркой сохранились медальоны с изображениями прусских генералов.
Фасад знаменитых Росгартенских ворот Калининграда сверху зубчатый. Зубцы служат декоративным оформлением, имели они и защитные качества. Над центральной аркой расположена площадка для наблюдения.
В отличие от парадного фасада, внешняя сторона выполнена с амбразурами только для оборонительных функций. Перед объектом находился ров и подъемный мост.
Железнодорожные ворота
Они использовались на железной дороге Кенигсберга в современный Балтийск. Построены позже других с появлением нового вида транспорта в 19 веке. Объект встроили в городской вал.
Железнодорожные ворота в Калининграде не получили особого декоративного оформления. Проезд через них проходил через пролеты, выполненные в виде арок. По бокам находились казематы с бойницами и амбразурами.
Использование строения по назначению прекратилось только в 1926 году с постройкой новой железной дороги. Один из путей не разбирали до 90-х годов. В настоящее время над воротами в Калининграде проходит городская магистраль, а через арки пролетов идут пешеходы в парк.
Сейчас помещения Железнодорожных ворот занимает Калининградский планетарий (Гвардейский пр., 51а).
Из истории. С появлением железных дорог в валах Кенигсберга возникло несколько ворот для пропуска поездов. Они были снесены в 20-е годы прошлого столетия.
Фридландские ворота
В Кенигсберге построены последними в 50-60-е годы XIX века. Через них шла дорога в нынешний Правдинск, во времена Пруссии называвшийся Фридландом.
Долгое время после потери своего значения они были заброшены. Их восстановлению помогли работы по очистке территории и прудов находящегося рядом парка.
При их проведении было обнаружено много предметов, связанных с историей Пруссии и Кенигсберга. Они составили основу экспозиции музея, который разместился в Фридландских воротах Калининграда (ул. Дзержинского, 30). Его экспонаты рассказывают о досоветской истории города.
Сами ворота тоже являются памятником архитектуры. Традиционно проезды построены в виде стрельчатых арок. С городской стороны фасад делится на 6 частей выступающими контрфорсами, которые переходят в небольшие башенки над крышей сооружения, оформленного в виде зубчатого парапета, выполняющего декоративные и оборонные задачи.
В центральных арках расположены проезды. По бокам находятся казематы. Имеется на Фридландских воротах в Калининграде и оригинальный декор. Он выполнен как ромбический орнамент, составленный из кирпичей отличающегося от основных цвета.
- Фридландские ворота находятся здесь .
- Ближайшие остановки общественного транспорта — «ТЦ Калининский» и «Аллея смелых».
Фридрихсбургские ворота
Ворота Кенигсберга представлены не только въездными вариантами. Фридрихсбургские служили по своему назначению для крепости и сохранили ее название. Крепость появилась в 1657 году, а знаменитые ворота построили при ее реконструкции в 1852 году. По архитектуре они выполнены в едином стиле с воротами для въезда.
Центральный проезд находится в арочном проеме, по бокам выстроены казематы. Объект в центральной части венчают четыре круглые башни, сверху по периметру проходит декоративный зубчатый парапет.
Несмотря на эстетику внешнего вида, Фридрихсбургские ворота в Калининграде были отреставрированы только в 2011 году. Сейчас в них находится историко-культурный центр «Корабельное воскресение» (Портовая ул., 39).
Не сохранившиеся ворота Кенигсберга
Из городских ворот Калининграда до наших дней сохранились не все. Часть из них была снесена еще в прусский период, так как они мешали развиваться городу Кенигсбергу. Например, Штайндаммские ворота.
Зеленые ворота
Находились в районе Кнайпхоф, символом которого являлся зеленый цвет. От него пошло и название. Зеленые ворота отличались своей архитектурой в стиле эпохи Возрождения: проезжая часть шла под круглой аркой, над которой возвышалась высокая восьмиугольная колокольня с часами и флюгером. Снесены в 1864 году, вопреки мнению жителей Кенигсберга.
Трагхаймские ворота
Находились в районе Трагхайм Кенигсберга. Архитектурной ценности не представляли. Снесены в 1910 году. Сегодня на их месте расположена площадь Победы.
Штайндаммские ворота
В Кенигсберге располагались на дороге в Пиллау. Имели два проезда и два пешеходных прохода. По архитектуре были схожи с Фридландскими. Снесены в 1912 году. Сохранена статуя Фридриха Вильгельма IV, короля Пруссии в 1840 — 1861 гг., украшавшая фасад.
Холлэндербаумские ворота
Находились в районе современной калининградской улицы Генерала Буткова вблизи моста через реку Преголю. Имели простой вид, напоминавший Аусфальские ворота. Снесены в начале ХХ века.
Читайте также: Замок Кенигсберг – необычная достопримечательность Калининграда
Ворота Калининграда на карте
Где располагаются ворота Калининграда можно посмотреть на карте этого удивительного города.